Главная » Статьи » Вампиры |
Вампи́ры (упыри́, вурдала́ки) — мифологическая или фольклорная нечисть. Со всех ракурсов вампир является нежитью и обычно это ожившие человеческие трупы, которые питаются человеческой и/или животной кровью. Они также являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках. Этимология Этимология тёмная[1]. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (ǫpirъ? ǫpyrъ? ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда русск. упырь, укр. упир, белор. упір, чешск. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое (ст.-болг. вѫмпырь, позже вѫпиръ, въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: русск. вампир, польск. wampir и под. Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь, другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (татарск. убырь «ведьма»). Ещё более сомнительные версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Известны и другие толкования. Аналоги вампиров в древних культурах Рассказы о мертвецах, проливающих кровь найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние.[6] Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu), упомянуты в ранней вавилонийской демонологии, и кровососущие акшары в даже более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорожденных младенцев и беременных женщин. Одна из этих демонов по имени Лилиту (Lilitu) позже была заимствована иудейской демонологией как Лилит. В Индии рассказы о ветале, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были найдены в старом Санскритском фольклоре. Известная история рассказывает о Короле Викрамадитья (Vikramāditya) и его ночных поисках с целью поймать неуловимую веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах. Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью. Древняя египетская богиня Сохмет в одном из мифов стала полна жаждой крови после убийства людей и насыщалась только после того, как выпивала спиртной напиток цвета крови. В «Одиссее» Гомера тени, которые Одиссей встречает в своём путешествии в подземный мир, приманиваются кровью принесённых в жертву баранов. Этот факт Одиссей использовал для своей выгоды призвав тень Тиресия. В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние. Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами. Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора (более подробно рассмотрено в следующем разделе), где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить деревянный кол в его сердце или сжечь труп. Народные поверья о вампирах Похоже, что до XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение. Имена Вампиров 1. ADZE . Дух вампира ,который обитает в племенах ,обитающих в юго-восточной части Ганы и южного Того в Африке. ADZE летает в форме «летящего огня» , но, если его поймают , изменяется в человеческий облик. Он пьет кровь, сок пальмы и кокосовую воду, а также охотится на детей. 2. ALGUL (аль-гул, или гул, гуль, гула). Арабский вампир, или «джинн-кровопийца». Эта форма вампира- традиционно женский демон, который устраивает свои оргии на кладбищах. Гули, как правило, изображаются в арабских легендах как цветущие молодые женщины с неестественно острыми зубами, пожирающие мёртвую плоть на кладбищах. Они также, выйдя замуж, еженощно пили кровь мужа, доводя его в итоге до смерти. 3. ALP. Немецкий вампир-дух ,связанный с boogeyman и incubus. ALP , рассматривается как мужчина ,иногда духом недавно умершего родственника, наиболее часто являющегося демоном. Дети могут стать ALP ‘ ом , когда мать использует гриву лошади, чтобы освободиться от беременности. В течении средневековья ALP, как считают появлялся как кот, свинья, птица или другое животное, включая lechorus – собаку-демона в Кельне, таким образом он связующей нити с werewolf (оборотнем). Во всех проявлениях ALP , как известно носит шляпу. ALP пьет кровь людей и детей, но предпочитает молоко женщин. ALP-а фактически невозможно убить. 4. ASANBOSAM . Вампир из Африки, известный среди Ашати южной Ганы и людьми в областях Берега Слоновой Кости- Кот-д’Ивуара и Того. По поверьям Он жил глубоко в лесах, наиболее часто с ним сталкивались охотники . Он имеет в общем человеческую форму, с двумя исключениями: зубы у него из железа, и нога имеет крюкообразные придатки. Любой кто пройдет около дерева, в котором он проживает, будет убит. 5. ASWANG . Вампир из Филиппин, по поверьям, был красивой представительницей женского пола днем и внушающим страх летящим злодеем ночью. ASWANG может жить нормальной жизнью в течение дня. Ночью однако существо залетало в дома жертв в виде ночной птицы. Питание- всегда кровь, а особенно предпочитает питаться детьми. Существо бывает раздутым после еды и выглядит как беременное. Если Он облизывает тень людей, это означает, что человек скоро умрет. 6. BAJANG . Малазийским вампир, выглядищий как кот и обычно охотящийся за детьми. BAJANG может быть порабощен и превращен в служащего демона и часто передается от одного поколения до следующего в пределах семейства. В то время как существо заключено в тюрьму оно питается яйцами и обернется против хозяина, если будет не достаточно продовольствия. Владелец такого демона может послать его своему врагу, враг, обычно умирает вскорости после таинственной болезни. Согласно традициям BAJANG является из тела мертворожденного ребёнка, заговоренного различными колдовствами. 7. VAOBHAN SITH (ваобан сит). Шотландский вампир, который обычно замаскировывал себя под красивую деву и соблазнял своих жертв. В волшебных знаниях обычно представлялся одетым в зелёное. Традиционно, ваобан сит считается высокой светловолосой девушкой в длинном зелёном одеянии, которая предлагает мужчинам танец, изматывает их, а после выпивает всю кровь из их жил. Считалось, что одна нога у ваобан сит непременно заканчивается копытом. 8. BEBARLANGS . Племя, найденное в Филиппинах, которые имели членов, которые занимались формой психического вампиризма. Пили кровь чтобы перенять силу и знание жертвы. 9. BHUTA (бхута). Скорее не вампир, а призрак; родом из Индии. Бхутами становились души убитых, жаждущие отмщения. Жили на кладбищах, нападали на случайных путников, однако кровь не пили, обычно ограничиваясь тем, что насылали болезнь своими прикосновениями. 10. BRAHMAPARUSH (брахмапаруш, паруш). Вампир (скорее вурдалак) из Индии, который любит поедать людей. Это существо пило кровь жертв через череп, ело мозг из черепа и наконец оборачивалось внутренностями жертвы вокруг тела и исполняло ритуальный танец. В целом паруши были скорее демонами-людоедами, нежели вампирами в традиционном понимании. 11. BRUXSA . Женский вампир из Португалии. BRUXSA обычно преобразовывается в форму вампира посредством колдовства. Она покидает свой дом ночью в форме птицы, и её наиболее частые жертвы- утомленные потерянные путешественники. Она, как считают, является как красивая дева и ведет нормальную человеческую жизнь днем, хорошо относится к детям, которые вообще станут её регулярной формой продовольствия. Её, как считают, невозможно убить. 12. CHORDEWA . Ведьма. Превращается в форму кота-вампира. Говорят, что если кот облизывает губы людей, то они скоро умрут. 13. CHUREL . Мстительный призрачный вампир, найденный в Индии, обычно женщина, которая умерла беременной во время Фестиваля Дьювали. Она, как считают, ненавидит жизнь самой большой злостью. CHUREL , как считают, обладает подвесными грудями, толстыми уродливыми губами и выпадающими волосами. 14. CIVATATEO . Вампир- ведьмы, найденный среди Ацтеков. Говорят, служит различным лунным божествам. Дети были там любимые жертвы, умирая от болезней сразу после нападения. Эти вампиры, как считают, являлись с белыми лицами. 15. DANAG . Филиппинский вампир, появился, как разновидность, ответственный за то, что создали Таро на островах много лет назад. Он работал с людьми много лет, но однажды товарищество закончилось, когда некая женщина порезала палец, и DANAG сосал её рану, наслаждаясь вкусом так долго, что иссушил её тело полностью. 16. DEARG-DUE (дерг-дью). Жнщина-вампир из Ирландии, имя переводится как «Алая Кровопийца». В него до сих пор верят в некоторых областях Ирландии; представляется как высокая красивая женщина с рыжими волосами, облачённая в чёрное, подстерегает путников в уединённых местах, соблазняет и после выпивает всю кровь. Предотвратить появление дерг-дью можно было, сложив кэрн на могиле недавно умершей женщины. Дерг-дью описывалась и в литературе (Дж. Кольер и др.). 17. DOPPELSAUGER . Немецкий вампир, найденный в северных областях, среди Вендов (славянская раса). Идея состояла в том, что ребенок однажды отнятый от груди станет вампиром. По преданию вампир DOPPELSAUGER будет есть мясистые части груди, и так продлит свою жизнь за счёт своего живущего родственника. 18. EKIMMU (экимму, эйкимму). Вампир, известный по древним вавилонским текстам. Представлял собой неприкаянный дух, был бесплотен, приходил по ночам и пил кровь, как правило, сразу убивая. Экимму становились злые и мстительные люди, умершие насильственной смертью. Имелось много иных путей, которыми человек мог стать им, среди них неразделенная любовь и неправильные похороны. 19. EMPUSAS (эмпуса, эмпуза, импусас). Вампирическое существо из Греческой мифологии, обычно служило богине Хекат. Они описаны как демоны, которые могут время от времени принимать человеческую форму. 20. ERETICA . Российский вампир, обычно рассматриваемый как еретик, который возвратился из мертвого мира. Это вообще как считают, была женщина, которая продала свое душу при жизни и затем возвращалась в форме дряхлой старухи. В сумерках их группа собиралась в ущельях и устраивала шабаш. 21. ESTRIE . Еврейский дух, всегда представительница женского пола. Она является злым духом, который принял форму плоти и крови, и живёт среди человечества, чтобы удовлетворить потребность в крови. Любимая добыча, как считают- дети. 22. GAYAL (гайал, гейал). Вампирический дух из Индии. Являлся либо потому, что был неверно погребён, либо потому, что таил обиду на родственников. Преследовал собственную семью, являясь её членам в кошмарах и иногда высасывая их кровь по ночам. Акцент здесь явно стоит на психологическом аспекте, поэтому в полной мере гайала нельзя считать вампиром. 23. IMPUNDULU . Вампир служащий ведьме, найден в восточной области Африки. Они обычно передавались от матери к дочери и использовались, чтобы причинять страдания врагу. Они, как считали, имели жадный аппетит. Вампиры также имели обыкновение принимать форму красивого человека и становиться любовником хозяйки. 24. INCUBUS (инкуб). Не вампир, а демон в обличье мужчины. Являлся по ночам к женщинам, проникал в их сны и там же, во сне, соблазнял их. В результате женщины постепенно чахли, умирали и воскресали в виде демониц-суккубов. Неясно, почему инкуб вообще фигурирует в этом списке - разве что как очень отдалённый образец психического вампира. 25. JARACACAS . Бразильский вампир, является в форме змеи, кормился на груди женщины, выдвигая ребёнка и заставлял молчать ребёнка, засовывая хвост в рот. 26. JIGARKHWAR . Разновидность вампира найденного в Индии. Питается, извлекая печень людей, являются одновременно колдунами. Печень тогда готовилась на огне и съедалась, в это время жертва умирала. 27. KASHA . Японский вампир, который питался, изымая трупы из могил или до кремации. 28. KOZLAK . Далматинский вампир. Очень мало известен. Распространен среди поверий Хорват. 29. KUANG-SHI . Китайский вампир, вызванный демоническими силами недавно умершего трупа. Говорят, имеет ужасающие возможности, поскольку имеет возможность лететь. 30. LAMIA (ламия, или как имя собственное Ламия). Греческий вампир. Известно несколько вариантов легенд о Ламии; чаще всего считается, что после смети своих детей она сошла с ума и стала убивать чужих. Считалась опасной для младенцев. Иногда воспринимается как спутница Гекаты. 31. LANGSUIR или PONTIANAK (лангсуир, понтианак). Малазийский и индонезийский вампир женского пола. Женщина может стать таким существом, если она умирает при родах. Она, как считают, имеет чрезвычайно длинные ногти, платье зелёного цвета и черные волосы, которые висят до лодыжек; в шее у неё есть сквозное отверстие. Если отрезать понтианаку ногти и волосы и поместить их в это отверстие, его дух обретёт покой. Понтианаки питались кровью детей, причём почему-то предпочитали мальчиков. В Малайзии есть город Понтианак, в котором, по преданию, некогда обитали эти существа. 32. LEANHAUM-SHEE . Ирландская волшебная хозяйка, фактически не вампир, но использует вампирические силы. Она использовала свою невероятную красоту, чтобы соблазнять людей и затем использовала свое обаяние, чтобы они действовали в её целях. Жертва тогда пропадала впустую, поскольку она медленно иссушала его жизнь через истощающие занятия любовью. 33. LOBISHOMEN . Бразильский вампир, добычей которого главным образом были женщины. Он фактически не убивал жертвы, предпочитая выпивать маленькие количества крови. После нападения женщина начинает проявлять тенденции к нимфомании. 34. LOOGAROO . Западный Индийский вампир. Приходит к « Дереву Дьяволов» каждой ночью и удаляет кожу. Потом летит в поиске жертв в форме светящегося шара. 35. LUGAT . Форма Албанского вампира, говорят, довольно безопасный в разумных пределах, только немного пьет кровь у жертв, не убивая их. 36. MARA . Славянский вампир, также найденный в легендах о KASHUBE, людях Канады. Дух не крестимой мертвой девушки, она, как говорят, является ужасным ночным посетителем, кто сокрушает и угнетает свои жертвы. В Славянской легенде, как только MARA пьет кровь человека, она влюбляется в него и усыпляет его до смерти. Она также любит пить кровь детей. 37. MASAN . Вампир из Индии, обычно призрак ребёнка, который восхищается при виде убийства и пыток. Он как считают, способен проклянуть ребёнка, который идет в тени. Это может быть также и женщина, которая идя позволяет своему платью тянуться по земле по его тени. 38. MASANI . Женский вампир из Индии, она как считают, дух мест погребения. Её охоты проводятся ранней ночью. Любой пропускающий участок похорон будет атакован. 39. MORMO (Мормо, имя собственное). Вампир из греческой мифологии, служащий богине Гекате. Появлялся в виде молодой женщины с ужасным взглядом, гипнотизировал жертву и осушал её полностью. В христианской демонологии стал восприниматься как демон неопределённого пола. В средневековом оккультизме и дьяволопоклонничестве воспринимался как могущественный злой дух, способный дать тайные знания. Ему молились наравне с демоном Горго, метаморфозой Медузы Горгоны. 40. MOROII . Румынский вампир. Это может быть и мужчина и представительница женского пола, большинство характеристик STRIGOII. 41. MURONI . Своего рода вампир, обитающий в Валлахии (Румыния). Он имеет способность превращаться в разнообразных животных. В то время ,когда он находится в одном из этих воплощений, он может легко убивать, с вводящими в заблуждениями признаками оставляемого нападения. 42. NACHZEHER . Вампир найденный среди Кашубов в северной Европе. Этот вампир имеет способность убивать родственников психическими средствами. В то время когда в могиле вампир начнет пожирать саван и затем части своей плоти. Это заставляет живущих родственников начинать пропадать. 43. NELAPSI . Словацкий вампир. Как считают за одно посещение способен вырезать целую деревню. Он также имеет способность убивать одним взглядом. 44. NEUNTOTER . Немецкий вампир, курьер эпидемий и мора. Традиционно замечен только во времена больших эпидемий. 45. NOSFERATU (лат. или румынск. «не-мертвый», носферату). Классический румынский вампир, им становился либо колдун, либо седьмой сын седьмого сына, либо незаконный отпрыск. Был весьма отвратителен на вид, имел длинные когти, был лыс и остроух. Отличался жестокостью, мог убить человека сразу, иногда насылал чуму. Особенную ненависть питал к молодым парам, которым его посещение грозило бесплодием. 46. OBAYIFO . Вампир, найденный среди Ашати- людей Золотого Побережья в Африке. Это мужчина или представительница женского пола, который оставляет человеческое тело ночью и кормится. Говорят, что он любит младенцев и может причинять упадок урожая. 47. OHYN . Вампир из Польши, рождённый с зубами. 48. PACU PATI (Паку Пати). Индийский демон, который мог повелевать вампирами, но сам им не был. 49. PELESIT . Малазийский вампир- призрак. Он вторгается в тело людей, причиняя болезнь и смерть Жертвы будут бредить во время болезни. 50. PENANGGALAN . Малазийский вампир, который летает ночью только с головой и шеей, тело же висит ниже их. Существо- всегда представительница женского пола вообще кормится только детьми и женщинами. 51. PIJAVICA . Словацкий вампир. Создан в результате зла, совершенного в течение жизни смертного человека, особенно кровосмешение, которое, как гарантируют, послужит возвращению из мертвых. Он кормится родственниками или десидентами. 52. PISACHA (пишач, пишача). Вампир или, скорее, вурдалак из Индии. Летал по ночам, пользуясь своими огромными ушами в качестве крыльев. Пожирал свежие трупы и пил их кровь. Для живых был, в целом, безопасен, хотя при виде его люди иногда умирали от ужаса. 53. POLONG . Вампир из Малайзии, наполняет сосуд кровью убитого человека и выполняет несколько архаичных ритуалов над бутылкой, это обязательство создано его хозяином-создателем, который позволяет ему пить каждый день кровь, понемногу у него из пальца. Он близок к PELESIT. 54. RAKSHASA (ракшас). Вообще-то индийский демон, связь с вампирами у него весьма далёкая (мог в пылу битвы пить кровь врагов). Ракшасы были заклятыми врагами богов. 55. RAMANGA . Живущий вампир найденный на Мадагаскаре. Служащий племенных старейшин, он использовал ноготь и проливал кровь благородного члена племени. 56. SOLODOS (солодус, сол). Чешский вампир. Жил в замке, в полнолуние пил кровь молодых дев. Хорошо знал торговое дело, потому он и подвластные ему крестьяне были хорошо обеспечены. Его род продолжается до нашего времени. 57. STREGONI BENEFICI . Итальянский вампир, говорят, что он был на стороне Добра, был смертельным врагом всех злых вампиров. 58. STRIGE (франц. le strige - упырь, этимология возможно от strigoii). Упоминается в средневековых европейских легендах как живая ведьма, которая могла превращаться в птиц или мелких зверей и в этом обличье нападать на людей. Кровь пила, но это была не главная составляющая её профессиональной деятельности. Обычно насылала порчу на людей или урожай. 59.STRIGOII (стригои, стригой). Румынский вампир. Есть многочисленные способы стать им, включая рождение седьмым сыном и самоубийство. Был менее отратителен, чем носферату, и в целом напоминал живого человека, но боялся чеснока и солнечного света. Приходил по ночам к близким ему при жизни людям и пил их кровь понемногу. Жертвы заболевали анемией, чахли и умирали. 60. SUCCUBUS (суккуб, суккуба). Женский вариант инкуба (см.), демонесса. Не вампир в традиционном понимании. 61. TALAMAUR . Вампир из Австралии. Это существо могло общаться с миром духов. Он мог выпускать духу ,чтобы иссушать жизнь. 62. TLACIGUES . Вампиры- ведьмы, известные среди Нахуатов- индейцев Мексики. Они могут превращаться в шар пламени и в этой форме могут кормиться незамеченными. 63. UBOUR (обур, убур). Болгарский вампир, появляется, когда человек умирает в ярости или дух отказывается оставлять тело. Ходил среди людей 40 дней со дня похорон в обличье бесплотного злонамеренного духа; не мог причинять ощутимый вред, но спустя 40 дней воскресал в виде отвратительного гниющего трупа, распространявшего чуму и оставлявшего кровавые плевки, наступив на которые, человек умирал. Он вообще не пьет кровь, но считается вампиром, т.к. в облике гниющего трупа мог нападать на людей, убивая их. 64. UPIER (упырь). Польский вампир, который является необычным. Он просыпается в середине дня и возвращается спать в полночь. Так же он потребляет большие количества крови. Этот вид существ идет намного дальше, чем другие вампиры, поскольку спит в крови. 65. UPIR (упырь). Вампир на Украине, отмечен за желание есть большие количества рыбы. Вообще является одновременно вампиром и вурдалаком, поедая плоть и выпивая кровь. 66. UPYR (упырь). Российский вампир, вернее, вампир-вурдалак. Пожирал плоть жертвы и пил кровь. Не боялся дневного света. Избавиться от него можно было, лишь найдя его труп и предав его огню. Если из костра начинали лезть жабы, змеи и прочие гады, их следовало перебить, иначе упырь мог восстать вновь. 67. USTREL . Болгарский вампир, питается исключительно рогатым скотом. Считается духом не крещенного ребёнка, который недавно умер. 68. UTTUKU (уттуку). Вавилонский вампир, иногда рассматривается как демон. Он является духом недавно умершего человека, который возвратился из могилы. Нападал на людей, но кровь пил далеко не всегда. В целом о нём мало известно из-за недостатка подлинных источников. 69. VARACOLACI (враколак). Румынский вампир, который занимает место среди наиболее мощных среди немертвых. Он имеет способность вызывать лунные и солнечные затмения. Они являются как бледные люди с сухой кожей. Питался как кровью, так и плотью жертв (но кровь пил всё же чаще). Иногда был ещё и оборотнем. 70. VOLKODLAK (волкодлак). Славянский оборотень, с вампирами связанный весьма мало. Волкодлаками были колдуны, оборачивающиеся волками, чтобы творить зло. Они оборачивались в волчьи шкуры ("длаки") и становились зверьми. 71. VOURDALAK (вурдалак). Славянский вампир, пожирал плоть жертв. Кровь пил в качестве второго блюда и в целом не очень-то соответствует традиционному образу вампира. 72. VRYKOLAKAS (вриколакс). Греческое существо, отдалённо связанное с темой вампиризма. Изначально - восставший из могилы труп; появлялся, если не выполнял данную при жизни клятву или не завершил важное дело. Первоначально был не злым, хотя и мерзостным на вид. Некоторые вриколаксы возвращались, чтобы вспахать недопаханное поле, починить обувь детям и т.п.. Позже в греческих легендах вриколаксы стали более агрессивными и стали преследовать жён, которые не соблюдали подобающего траура и вновь выходили замуж сразу после смерти мужа. Однако они всё ещё просто пугали или отравляли вдовам жизнь различными пакостями вроде кровавых плевков на окнах. Наконец, позже всего вриколаксы стали восприниматься как злобные твари, алчущие крови; этот образ возник только в Средневековье. Средневековый вриколакс - раздутый чёрный труп, сочащийся гноем и охотящийся на живых с целью осушения их жил и поедания плоти. 73. VRYKOLATIOS . Разновидность вампира, найденного на острове Санторини. 74. ZMEU . Вампир, найденный в Молдавии. Является в форме пламени и входит в комнату молодой девушки или вдовы. Внутри пламени становится человеком и насилует её. 75. KOLOKOLO (колоколо). Экзотическое создание из фольклора индейцев-арауканов. Являлось в виде огромной ящерицы, подстерегавшей уснувших в сельве и выпивавшей их кровь. По другим преданиям, впрочем, это существо высасывало не кровь, а слюну жертвы, доводя последнюю до смерти. Славянские вампиры В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле. Некоторые люди предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься. Свидетельства того, что в окрестностях есть вампир включают в себя смерть рогатого скота, овец, родственников или соседей, эксгумированное тело, которое словно живое с отросшими ногтями или волосами, тело, вздувшееся как барабан, или кровь на рту в паре с румяным лицом. Вампиры, как и остальные легендарные славянские монстры, боялись чеснока и любили считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), сожжения, повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой, либо обряда изгнания нечистой силы. Наиболее известный сербский вампир был Сава Саванович (Sava Savanović), ставший известным благодаря роману Милована Глишича (Milovan Glišić) «Posle devedeset godina» («Девяносто лет спустя»). В старорусской анти-языческой работе «Слово Святого Григория» (написанной в XI—XII веке), заявляется, что русские язычники приносили жертвы вампирам. Румынские вампиры Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у обращённых в католичество жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму. Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои — это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей. Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти. Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка). Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 4 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе. Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм. Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея. Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство. Некоторые общие черты вампиров в фольклоре Сложно сделать общее описание фольклорного вампира, так как его особенности очень разнятся у разных культур. Внешность европейского вампира состоит в большей степени из особенностей, по которым его можно отличить от обычного трупа, стоит только вскрыть могилу подозреваемого вампира. Вампир имеет здоровый вид и румяную кожу, он часто бывает пухлым, у него отросшие волосы и ногти и ко всему прочему он совершенно не разложившийся. Наиболее обычные способы уничтожить вампира — это вонзить деревянный кол в его сердце, обезглавить и полностью испепелить тело. Чтобы не дать тому, кто мог стать вампиром, восстать из могилы, тело хоронили вверх ногами, перерезали сухожилия в коленях или клали маковые семена на могильную землю предполагаемого вампира, чтобы заставить его считать их всю ночь. Китайские рассказы о вампирах также утверждают, что если вампир наткнётся на своём пути на мешок риса, он/она пересчитает все зёрна. Подобные мифы записаны и на индийском полуострове. Южно-американские рассказы о ведьмах и других видах злых или вредных духов и существ имеют такую же склонность. Предметами, защищающими от вампиров (так же как и от других сверхъестественных существ) были чеснок (в большей степени свойственно европейским легендам), солнечный свет, стебель дикой розы, боярышник и все священные вещи (святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и т. д.), а также алоэ, подвешенный за дверью или возле неё, согласно южно-американским суевериям. В восточных легендах от вампиров часто защищали священные вещи типа печати Синто.Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши из фильмов и мультфильмов. Вампиры могли превращаться в волков, крыс, мотыльков, пауков и многих других.Вампиры из европейских легенд не отбрасывают тени и не имеют отражения. Возможно, это связано с отсутствием души у вампира.Есть поверье, что вампир не может войти в дом без приглашения.В христианской традиции вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.Споры о вампирах в XVIII векеВ XVIII веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу вампиров. В охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных (и впервые полностью задокументированных властями) случая затрагивали Петара Благоевича (Peter Plogojowitz) и Арнольда Паоле (Arnold Paole) из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и нападал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. Многие учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и преждевременные похороны. Тем не менее Антуан Августин Кальме (Antoine Augustine Calmet), уважаемый французский богослов и учёный, собрал всю информацию и в 1746 году отразил её в трактате, в котором, если не подтверждал существование вампиров, то по крайней мере допускал его. Он собрал сообщения о вампирских инцидентах и многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют. Согласно некоторым современным исследованиям и судя по второму изданию работы в 1751 году, Кальме был в некоторой степени скептичен по отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой. Какими бы ни были личные убеждения Кальме, его явная поддержка веры в вампиров имела в то время значительное влияние на других учёных.В конце концов, австрийская императрица Мария Терезиа отправила своего личного доктора, Gerhard van Swieten, расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.Новая АнглияВ XVIII-XIX веках вера в слух про вампиров дошла не только до ушей короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье (хотя слово «вампир» никогда не употреблялось, чтобы описать его/её). Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного туберкулёза (или «чахотки», как его называли в те времена) к членам своей сем | |
Просмотров: 2010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | |
|