Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
Четверг, 28.3.2024
Главная » Статьи » Готика

Готика | социо-психологические аспекты
Эстетика готической субкультуры, своими корнями уходит в готический роман и романтические представления о готическом искусстве средневековья. Готическую эстетику достаточно сложно описать, из-за её эклектичности, глубины и экспрессивности, причём некоторые её части находятся в противодействии.

Эстетика выражена, при помощи готической музыки, моды и прочих аспектов субкультурной группы.

Существенная черта готики — театрализованность и манерность, берущая своё начало в готическом романе XVIII и XIX века, который, в свою очередь, вдохновлялся готической архитектурой.

Противодействие, наличествующее в рядах, скорее всего, относится к отношению готов к самой готике. Я не считаю что разумно делить готов на «mopey» и «perky», по такому принципу можно разделить любую группу людей.

Вопросами самоопределения, как правило, задаются не разбирающиеся в предмете люди.

Возьмём, к примеру, текст с популярного в России готического сайта.

Темная эстетика — это то, что дает смысл жизни людям, уставшим от телевидения, желтой прессы, музыки, рассчитанной на примитивные инстинкты приматов,… она дает пищу для интеллекта, для созидания, ее могут понять и принять лишь избранные. Она не ограничивает себя какими-то рамками, кроме тех, которые каждый налагает на себя сам.

Прежде всего, хочу сказать, что уход в глубину внутреннего мира и «другая» музыка — это было и остаётся в готической музыке и эстетике. Где же здесь ошибка?

Ошибка в том, что изначально, и впоследствии, в отдельных случаях, «готика» не воспринималась как что-то мрачное, она являла собой противопоставление мейнстриму — чёрный цвет использовался в качестве пассивного протеста, но НЕ провозглашения мрака:

В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков.

Налицо — откровенный бред и грубая фактическая ошибка. Во-первых, кто сказал что радость — проста? Но готическую музыку начинали, благо, не те кто писал украинский FAQ — и они понимали, что важна эмоциональная глубина в принципе — потому что мейнстримовая музыка не может предоставить слушателю всю гамму, чуть больше сложности — и уже неформат.

В чём заключается пассивный протест? Вероятно, в том, что нету явной борьбы с мейнстримом — творчество ставится на первый план, творчество создаётся для определённой группы людей, которая плевать хотела на вкусы масс. Отсюда идёт имидж — противопоставление, альтернатива повседневности. Отсюда идёт интерес к загадкам истории. Чёрный цвет здесь, разумеется, не важен — и это подтвердят любые фотографии с готического фестиваля — люди одеты в совершенно разную одежду, совершенно разных цветов. Основа всего — экстравагантность и непохожесть. «Другая» музыка, «другой» имидж. Поэтому, по определению, готика не может быть популярной.

Это альтернативная субкультура, с альтернативной музыкой.

Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (БСЭ).

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста. Но это очень важный момент — здесь, кстати, хорошо видны оттенки глэм-рока — я считаю, именно поэтому готическая субкультура до сих пор жива — благодаря своему подлинному многообразию и развитию. Рамки у этого развития только одни — противовес «официальной» культуре и общественным вкусам. А на этом поприще — бесконечное раздолье.

Готический стиль, как я уже говорил, идёт наперекор общественным ценностям — к свободе самовыражения и уничтожению всяческих табу. Именно поэтому в стиле подчёркнут эротизм.

Вероятно, первоначально, отголоски вампирского стиля из старых ужастиков, имели аллегорическое значение — выбеленное лицо, чёрные тени — как анти-жизнь. Анти-жизнь в общественном понимании, но на самом деле — просто иная жизнь, которую не поймёт обыватель.

Интерес к тайнам истории, отразился во внешнем виде.

Многие вдохновились образами знаменитой актисы немого кино — Теды Бары.



Влияние Кэррол Борланд на имидж готов — однозначно.



Уход от повседневности во всём, через обращения к прошедшим эпохам и образам, через облачение в странную одежду, разумно сопровождается модификациями тела — в готической среде особо распространён пирсинг. Это ответ на общественно признанный стиль. В контексте общества, стремящегося на обложках глянцевых журналов к «натуральной» и «природной» красоте, готика это анти-натуральная, анти-мода и в частных случаях — анти-красота.

Отсюда идёт тяга к андрогинности и смешению полов — если общество коренным образом поделено на мужское и женское, то готы стремятся разрушить и эту грань.

И будьте уверены — практически в каждом человеке есть убеждения из серии, «что должен делать настоящий мужчина», или, «какой должна быть идеальная женщина». Поэтому, такое утверждение — в силе.

В Европе, в начале 90-х годов, в готической субкультуре появилась мода на одежду викторианской эпохи. Почему именно викторианская?

Викторианская эпоха, это эпоха правления в Англии королевы Виктории. Длилась с 1837 по 1901.

Неоготика, или новая жизнь готической архитектуры пришлась именно на этот период — не без участии королевы, само собой. Это возвращение повлекло за собой моду на готические романы, в которых повествовалось об ужасном средневековье с позиции человека времён второй половины XIX столетия. Неоготика началась в 1840-х.

На данный момент, существует огромное количество разных готических стилей — люди тщетно пытаются классифицировать чью-то фантазию. И здесь я, само собой, не буду приводить традиционные «типы» готов — их нет. Есть люди, постоянно придумывающие что-то новое, есть люди, которые слушают совершенно разную музыку и выглядят экстравагантно, но в то же время красиво и изысканно. Поэтому крепить подобные ярлыки — как минимум некомпетентно.

И, если вы чувствуете, что подобная жизненная позиция — против общества, против моды, против массового сознания — вам подходит, то вы либо уже в теме, либо готовы эту тему принять.

Казалось бы, кто любит однообразность, кто любит низкокачественную и низкопробную музыку, кто хочет быть как все? — Скорее всего, никто.

Тогда почему вокруг сплошное однообразие и безвкусие? Если все такие разные и все говорят о своей уникальности?

Вероятно, потому что люди боятся заявить о себе — в чём бы то ни было. Практически, на каком-то рефлекторном уровне, люди боятся быть вне общества, и идти по своему пути, подчёркивая индивидуальность.

Просто так ли, типичный слоган гота на вопрос о его одежде — «это отражение моего внутреннего мира»? Отнюдь. Человек может сам не понимать, ввиду большого количества низкокачественной информации — что его экстравагантная одежда — противовес «обыкновенной». Многие статьи о готах пестрят заявлениями о «тёмной душе», «мрачном взгляде на вещи» и вроде как тёмная одежда есть олицетворение этого мрака.

Нет никакого мрака. Есть лишь анти-мода, где «мода» это общепринятый радужный глянец.

Я считаю, что авторы этих статей искренне пытались показать обособленность и самобытность субкультуры, но сковали себя рамками «мрака». И так везде и очень часто.

Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников.

А вот этот текст — скорее всего, правда. Отголоски подобной позиции, слышатся ещё в футуризме начала XX-го века:

Создание особой атмосферы, своего рода дереализация реальности, внедрение ритмов, энергии искусства в повседневное течение жизни — эти устремления авангарда требовали трансформации традиционных способов существования искусства. Футуристический «грим» и мода во многом опирались на схожие механизмы действия в культурном и социальном пространстве, использовали близкие приёмы преодоления границ картинного пространства для создания новых форм искусства, распыленного в повседневной жизни. © Екатерина Бобринская «Русский Авангард».


«превратить футуристический „грим“ в предмет пересудов и объект для любопытствующих глаз…»

И подобные взгляды преобладают — скорее всего, во многих молодёжных субкультурах, где подчёркнут внешний вид. Но в отличие от панка, уничтожающего моду — готика создаёт свою моду. В отличие от панка, уничтожающего и упрощающего музыку, готика создаёт свою — сложную музыку. Сложную не технически, а вероятно — в плане восприятия.

Мне странно видеть, как упрощается и искусственно переделывается такая интересная и культурологически многослойная позиция во взглядах.

Важно не только созерцать свою уникальность, но и делать, прикладывать усилия к личностному развитию — а личностное развитие отразится в том числе на внешности. В ином случае «пассивной уникальности», это будет обыденным бездействием, и движению по проторенной тропе общества.

Категория: Готика | Добавил: Virus (26.07.2009)
Просмотров: 1115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]