Итак, дьявол. Он же Вельзевул, Люцифер, сатана, антихрист, лукавый, змей-искуситель, Князь Тьмы, Князь бесовский, Зверь, Ангел Бездны и т.д. и т.п. Стараниями литераторов и режиссеров последнего времени, от Гете до Булгакова и голливудских режиссеров кинематографа превратившийся не то во франтоватую колоритную личность (мессир Воланд, "Мастер и Маргарита”), не то в нечто мрачное и первобытно-ужасное ("Ребенок Розмари”, "Чернокнижник-2”). "Атеистический словарь”, издание 1985 года, дает следующее определение: "Сатана (от др.-евр. слова "сатан”, букв. – противодействующий), дьявол – по учению ряда религий – злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху…” Уже в этом лаконичном определении чувствуется достаточно странная двойственность этого персонажа: с одной стороны он (очень упорно и изобретательно) искушает людей на грех, а с другой стороны, являясь владыкой ада, сам же их и наказывает. Ну чем не диалектическое единство и борьба противоположностей?
Странная мелочь. Однако, если досконально и внимательно изучить Библию, таких мелочей наберется не так уж и мало. Собрав и проанализировав их, можно прийти к весьма забавным и неожиданным выводам, которые, при ближайшем рассмотрении, окажутся довольно грустными.
|