В современной России самым обычным термином для вампира является "упырь" - термин, возможно, заимствованный от украинского "упырь". В России понятие о вампире тесно ассоциировалось с ведьмой или колдуном, которые в свою очередь были связаны с понятием о ереси. Ересь определялась как отступление от догм, считавшихся важными для восточной православной церкви. В православной церкви закрепилось представление о том, что тело человека не будет нормально разлагаться, если смерть произошла в тот момент, когда человек был отлучен от церкви. Его могли отлучить из-за аморального поведения или ереси. Таким образом, еретик (в родственных диалектах и языках - еретик, еретика, еретника или ерестун) мог стать после смерти вампиром. В русской мысли связь между ересью и существованием вампиров постоянно усиливалась до тех пор, пока их не стали отождествлять друг с другом. Лицо, являющееся еретиком в жизни, могло стать вампиром после смерти. Наиболее вероятным еретиком, который мог превратиться в вампира, был тот, кто практиковал магию, под различными именами - кудесник, порцельник, колдун или знахарь. Способ превращения в вампира широко варьировался. Еретик также ассоциировался с колдовством, практикуя которое, человек становился вампиром. За многие годы на всех огромных территориях, составляющих Россию, понятие "еретик" приобрело ряд дополнительных значений. Временами это понятие относили к членам многочисленных сектантских групп, которые отвлекали людей от истинной веры. Он также применялся к ведьмам, которые продали свою душу дьяволу. Вампирический еретик обладал дурным глазом и мог свести человека, на которого упал такой вампирический взгляд, в могилу. Дмитрий Зеленин проследил возникновение еретика-вампира от борьбы, которая велась православием против средневековых религиозных сект. Сектанты были определены как "иноверцы" (т.е. люди, придерживающиеся другой веры). После смерти иноверцы ассоциировались с "заложными покойниками" или нечестивыми умершими, и, таким образом, их не хоронили на кладбищах. Если они умирали без исповеди, тогда они рассматривались как умершие во грехе. Поскольку они не верили в истинного бога, то, возможно, они служили дьяволу, а следовательно, считались колдунами. Еретиков обычно уничтожали при помощи осинового кола, всаженного в спину, или при помощи огня. В Олонецком районе свидетельства говорили о том, что любой человек, включая благочестивого священника, мог стать вампиром, если вмешивался колдун и забирал тело в момент смерти. Крестьянин возвращался как будто выздоровевшим, но фактически он становился ерестуном (вампиром), который начинал питаться членами своей семьи. Люди в соседних деревнях начинали таинственно умирать. В районе Елатомска в восточно-центральной России были сообщения о еретичках - женщинах, которые продали свою душу дьяволу. После смерти эти женщины бродили по земле и пытались отвратить людей от истинной веры. Их можно было обнаружить около кладбищ, так как они спали по ночам в могилах нечистых. Их можно было определить по их появлению в местной бане, где они производили ужасный шум. Народные сказания о вампире. Вампир был объектом многих русских народных сказок, собранных в ХIХ и в начале ХХ века, начиная с работ А.Н.Афанасьева в 1860 году. Как это было свойственно для многих народных сказок, он служил для того, чтобы поддерживать ценности общества и поощрять определенный вид поведения. Например, сказка "Смерть на свадьбе" рассказывала о приключениях солдата, который был горд своей службой Богу и императору. Не зная того, солдат привел с собой вампира на свадьбу, где тот начал тянуть кровь у молодоженов. Испуганный солдат тем не менее втягивает в разговор колдуна и говорит с ним до тех пор, пока не узнает секрета, как же можно его остановить. Сначала он украл немного крови, которую выпил вампир, собрал в две склянки и вылил ее обратно на раны, которые сделал вампир на телах молодоженов. Затем он привел сельчан на кладбище, где они вырыли тело вампира и сожгли его. Солдат был щедро вознагражден за свои поступки и также за проявленное мужество на службе Богу и императору. Отправление русского вампира в мир иной следовало всем традиционным способам, известным во всех славянских странах. Тело подозреваемого вампира прежде всего выкапывалось. Часто кол (лучше всего осиновый) всаживался в сердце. Иногда тело могло быть сожжено (в записях Афанасьева упоминалось, что для сожжения вампира использовался осиновый хворост). Из записей района Олонца было известно, что тело хлестали кнутом, прежде чем втыкали кол в сердце. Вампир в русской литературе. В ХIХ веке вампир вошел в мир русской литературы вместе с популярностью немецких романтических историй Э.Т.А.Гофмана и работ Гете. В 1840 году Алексей К.Толстой (1817-1975) объединил вампира популярного русского фольклора с литературным вампиром, который возник в Германии и Франции. Два рассказа , "Упырь" и "Семья вурдалака", стали классикой как жанра ужасов, так и русской литературы. Последний был экранизирован итальянским режиссером Марио Бава как часть его антологии ужасов "Черный шабаш". Совсем недавно "Семья вурдалака" послужила основой русского фильма, выпущенного в США под названием "Папа, Санта Клаус умер" (1992). По крайней мере, два русских рассказа о вампирах были переведены и получили широкое распространение по всему миру - "Вий" (или "Вив") Николая Гоголя и "Призраки" Ивана Тургенева. Первый стал основой для двух фильмов - "Маска Сатаны" (выпущен в США как "Черное воскресенье"), также поставлен Марио Бава, и переделанный фильм под тем же названием, сделан сыном Марио - Ламберто Бава. Русская версия "Вия" была снята в 1967 году. Возможно, вообще первым фильмом о вампире был "Тайна дома номер 5", выпущенный в России в 1912 году. Неправомочная версия "Дракулы" - первая экранизация романа Брэма Стокера была снята в России двумя годами ранее, чем "Носферату, симфония Гаруна", более известного фильма Фридриха Вильгельма Мурнау. Однако вампир не был постоянной темой для создания фильмов в России все эти годы.
|